В начале весны мы касались вопроса о скользких местах в пешеходных зонах города. В частности, речь шла о ступенях парадного спуска к реке Уралу в Оренбурге.
Вопрос оказался настолько злободневным, что в списке важных дел главы города Дмитрия Кулагина он значится отдельным пунктом. Что делать с дефектной лестницей, построенной всего два года назад? Какое инженерное решение выбрать?
У лестницы стоимостью около 100 миллионов рублей появились изъяны. Балюстрады и балясины из железобетона и, как выяснилось, белого гипса местами крошатся. Лепные розаны, падающие с потолка грота, сняли от греха подальше.
Щербатые ступени светятся ржавой арматурой. Подрядчику выставлена претензия, удовлетворить которую он не отказывается, за свой, разумеется, счёт. Но не только в деньгах дело – времени жалко, минимум на одно лето проход на мост в Зауральную рощу будет закрыт.
Лестница эта – памятник архитектуры. Воспроизводить его необходимо было в первозданном виде, значит, ступени должны быть цельнолитыми. О том, что те ступени тоже постоянно крошились и были головной болью городских властей, никто не вспомнил.
Проектанты предпочли слепо воспроизвести неудачное инженерное решение своих предшественников.
В 1980-х годах на ступени были уложены гранитные брусья. Во время реконструкции они куда-то пропали, как и кованая решётка из грота.
Хотя их вполне можно было признать неотъемлемой частью памятника, добавленной в более позднее время. Видимо, правовыми вопросами заниматься некогда.
С прочностью бетона у строителей вышла промашка, и теперь мы имеем плохо воспроизведённое плохое решение 1950-х годов. Но ведь старые ошибки можно и нужно исправлять!
Современные конструкции и материалы позволяют делать прочные и красивые накладки на ступени, которые будут нескользкими и долговечными. При необходимости накладки можно быстро менять.
Сегодня многие дачники делают у себя каменный пол с электроподогревом. Почему бы не оборудовать подогревом и главную лестницу города, чтобы не скользили и не падали горожане в слякоть и гололедицу?