Помню, с какой гордостью мы дежурили по школе – бдели за порядком и чистотой, а вечерами поливали цветы, мыли полы в классах, а старшеклассниками и коридоры.
Летом сажали, пололи, поливали на приусадебных участках, на полях подшефных предприятий. Конечно, иногда и уставали, но, сколько было веселья от общего труда. Выпускники 70-х, 80-х, 90-х умели делать всё по дому, и, самое главное, имели привычку к труду.
Сегодня школьники не убирают за собой и не имеют на то привычки. Без всякого стеснения по ТВ показывают комнаты молодых с какого-нибудь шоу, где царят хаос и полнейший беспорядок.
Не стало зазорным быть неопрятным и неаккуратным. А молодые семьи рушатся, не выдержав трудностей быта. Но зато полное пренебрежение к рабочим специальностям, даже, если они высокооплачиваемые.
Высшее образование стало самоцелью. При этом студенты зачастую показывают полное безразличие к учёбе, а в глазах тоска.
Закон, запрещающий детский труд, способствовал тому, что выросло поколение, которое не ценит ничей труд и с леностью относится к своим обязанностям, в том числе и учебным.
В прошлом году в Министерстве образования спохватились – школьник лишён трудового воспитания, ввели поправки – с этого года увеличат часы на технологию.
Наконец закончились дискуссии и по вопросу, какова главная миссия педагога – учить или воспитывать?
И точку в этом вопросе поставил президент, сказав:
«Получить знания – это не просто, но это всё-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине…»
Считаю, что есть прямая взаимосвязь между трудовым воспитанием в детстве и добросовестным отношением к своим трудовым обязанностям во взрослой жизни. Труд учит жизни, формирует и закаляет характер.
В тех семьях, где любят готовить, мастерить, создавать уют, царит понимание. Знаю по себе, что каждый руководитель ценит трудолюбивых сотрудников, которые стремятся повышать свой профессионализм и не боятся сложных заданий. Но таких, к сожалению, найти нелегко. Не потому ли сегодня так часто звучит, как оправдание при ЧП, трагедиях аргумент – человеческий фактор.
Некоторые всерьёз считают учёбу физическим трудом, но учёба не готовит подростка к взрослой жизни. Важно многое уметь делать своими руками. Знать и чтить свои корни, историю семьи и страны. Знание опыта предыдущих поколений защищает от множества неудач и ошибок, помогает выжить и быть по-настоящему счастливым.
Во все времена трудолюбие было залогом успешности человека и развития всего общества.
Любовь Суркова